Информация об объемах и эффективности закупочной системы управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства города Москвы за период 2013 – 2018 годов
Источник: данные официального сайта: http://www.zakupki.gov.ru по состоянию на 15.08.2018
Предмет экспертно-аналитического мероприятия
В данном номере «Бюллетеня Оперативной Информации» «Московские Торги» дается общий обзор множества управляющих компаний, функционирующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Указанные компании оказывают услуги по управлению и/или эксплуатации, техническому и санитарному содержанию многоквартирных домов на основе возмездного договора с собственниками жилых помещений с целью поддержания нормального технического состояния общего имущества многоквартирных жилых домов, а также обеспечению возможности использования общего имущества по его назначению. К этому же классу УК ЖКХ относятся и государственные бюджетные учреждения «Жилищник» районов города Москвы, которые стали субъектами предлагаемого здесь экспертно-аналитического мероприятия в силу принадлежности их к получателям бюджетных средств, выделяемых Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, с направлением этих средств на оплату работ (услуг), выполняемых в рамках государственного заказа по статье «Эксплуатация жилищного фонда». Указанная статья включает в себя мероприятия, определенные постановлением Правительства Москвы от 01.03.2005 № 111-ПП «О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений». К таким мероприятиям относятся установка приборов учета, внепрограммные мероприятия по капитальному ремонту жилищного фонда, благоустройство дворовых территорий, обеспечение эксплуатации и функционирования объединенных диспетчерских служб и расположенного в них технологического оборудования, осуществление мероприятий по гражданской обороне, выполнение работ (услуг).
Субъекты оценки: ГБУ «Жилищник» в жилищно-коммунальной сфере города Москвы.
Объект оценки: объемы оказываемых услуг по контрактам, заключенным субъектами оценки по итогам их деятельности.
Временной период проведения экспертно-аналитической оценки: 01.01.2013 — 30.06.2018.
Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: 01.08.2018 — 15.08.2018.
Цель экспертно-аналитического мероприятия
1) общее представление об объеме услуг, оказываемых всеми видами управляющих компаний ЖКХ города Москвы;
2) анализ временных рядов и исследование стоимостных и количественных показателей закупочной деятельности ГБУ «Жилищник» города Москвы во времени;
3) расчет абсолютных, относительных и средних показателей ГБУ «Жилищник» города Москвы, в том числе:
––динамика процесса заключения государственных контрактов ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2103—2018 годов;
––общий объем контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» за рассматриваемый период;
––общий объем контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» различными способами определения поставщика на торгах, проводимых ГБУ «Жилищник» города Москвы;
––сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы в различных классах продукции ОКПД 2 за период 2013—2018 годов.
Общие сведения о субъектах экспертно-аналитического мероприятия
Управляющие компании ЖКХ создаются с целью обеспечения жизнедеятельности многоквартирных домов, и все свои услуги они осуществляют только в соответствии с установленными требованиями законодательства. УК ЖКХ являются посредниками между жильцами дома и компаниями, предоставляющими услуги населению. С экономической точки зрения такие компании аккумулируют денежные средства собственников жилья для последующей оплаты поставщикам коммунальных услуг; на них ложится контроль за расходованием вверенных денежных средств.
С технической стороны УК осуществляют накопление информации об объекте управления, существующих проблемах технического характера, ведут учет износа и амортизации имущества, планируют и организуют мероприятия по ремонту и восстановлению зданий и сооружений.
Все управляющие компании делятся на три вида:
1) управляющие компании осуществляют только управление многоквартирным домом, без самостоятельного оказания услуг населению — для этого такая компания заключает договоры подряда с другими организациями;
2) гибридные управляющие компании самостоятельно выполняют полный перечень необходимых услуг: и управление, и техническое содержание, коммунальное обеспечение без привлечения сторонних организаций;
3) эксплуатационные компании осуществляют только функции по эксплуатации, техническому и санитарному содержанию имущества многоквартирных домов на основании договора подряда, который заключается с собственниками жилья, ТСЖ и другими УК.
В настоящее время, согласно информации сайта «Портал открытых данных Правительства Москвы», в Москве действуют 505 гибридных управляющих компаний различной организационно-правовой формы. Они обслуживают 30 056 многоквартирных жилых домов общей площадью 215 905 554 кв. м, из которых 155 395 151 кв. м (72%) приходится на 126 ГБУ «Жилищник» различных районов города Москвы, что составляет всего 25% общего количества управляющих компаний. Эти цифры достаточно показательно подтверждают твердое намерение Правительства Москвы построить некую «новую-старую» форму управления жилищно-коммунальным хозяйством в городе Москве, который начался со следующих слов Мэра Москвы С.С. Собянина: «Во всех крупных городах мира жилищно-коммунальным хозяйством занимаются крупные муниципальные предприятия. Сложившаяся в Москве практика, когда в этой сфере появилось множество мелких организаций, дестабилизировала систему эксплуатации города. Контроль всего хозяйства стал практически невозможен, поэтому столичное правительство решило создать районные ГБУ «Жилищник», которые будут управлять жилым фондом и заниматься благоустройством территорий». Во исполнение постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 № 146-ПП «О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы», в городе началась работа по созданию и организации деятельности ГБУ «Жилищник» районов. По мнению специалистов Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, они созданы с целью «предоставления надежных, безопасных и качественных услуг, включая управление домами, благоустройство территорий, содержание объектов инженерной инфраструктуры» (http://rcmm.ru/zhkh/22609-zachem-gbu-zhilischnik-sobiraet-pod-svoe-krylo-sotni-mnogokvartirnyh-domov.html).
К работам, выполняемым ГБУ «Жилищник» районов, отнесены:
––содержание, ремонт и благоустройство дворовых территорий;
––содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства 3, 4 и 5-й категорий;
––содержание и ремонт объектов озеленения, находящихся в ведении префектур административных округов города Москвы;
––управление многоквартирными домами, включая содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Государственные бюджетные учреждения обеспечиваются современной производственной базой и широкой инфраструктурой, а их производственная деятельность является альтернативным вариантом таким организационно-правовым формам управляющих компаний, как ООО, ОАО, АО, ЗАО, МУП, ГУП, МБУ, НП, филиалы ОАО, ПАО и индивидуальные предприятия.
Организация процесса исследования
Вся предварительная работа по отбору, систематизации и классификации данных проводилась информационной службой редакции на основании сведений, размещенных на сайте «Портал открытых данных Правительства Москвы» (data.mos.ru) и официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru). В процессе обработки в первую очередь были сформированы выборки данных, сгруппированные по признаку принадлежности УК ЖКХ к категории, определяющей их организационно-правовые формы.
Вслед за этим анализировались информация, включающая динамику роста объемов услуг ГБУ «Жилищник» за период 2013—2018 годов, и данные о государственных контрактах, заключенных ГБУ «Жилищник» районов города Москвы за период 01.01.2013 — 30.06.2018, а так-же распределение объемов работ в управляющих компаниях по категориям организационно-правовых форм УК ЖКХ и характеристики контрактов, заключенных заказчиками ГБУ «Жилищник» различных районов города Москвы.
Результаты фактографического анализа приводятся в блоке вспомогательных материалов, состоящем из следующих таблиц и диаграмм:
Таблица 1. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» в административных округах города Моск-вы за период 2013—2018 годов;
––Диаграмма 1. Общие сведения о стоимости и количестве контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» в АО города Москвы за период 2013—2018 годов;
––Диаграмма 2. Общие сведения об экономии бюджета по контрактам, заключенным ГБУ «Жилищник» в АО города Москвы за период 2013—2018 годов;
Таблица 2. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013 — 2018 годов, по годам;
––Диаграмма 3. Общие сведения о стоимости контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» в АО города Москвы за период 2013—2018 годов, по годам;
––Диаграмма 4. Общие сведения о количестве контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» в АО города Москвы за период 2013—2018 годов, по годам;
Таблица 3. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013—2018 годов;
Таблица 4. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013—2018 годов, по способам определения поставщиков;
Таблица 5. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ
«Жилищник» города Москвы за период 2013—2018 годов, по административным округам;
Таблица 6. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013—2018 годов, по классам продукции ОКПД 2.
Объем услуг, оказываемых всеми категориями УК ЖКХ города Москвы
Настоящий раздел представляет обобщенный анализ данных, в котором приводится общий объем услуг, оказываемых всеми видами управляющих компаний ЖКХ города Москвы. Так, на 30 июня 2018 года рынок управляющих компаний — это множество предприятий разнообразной организационно-правовой формы 12 различных категорий. Анализ информации сайта «Портал открытых данных Правительства Москвы» показывает, что переход на обслуживание многоквартирных домов силами ГБУ «Жилищник» одержал сокрушительную победу над всеми другими категориями управляющих компаний. Исходя из этих данных, можно видеть, что из 30 056 многоквартирных жилых домов, обслуживаемых различными категориями УК ЖКХ, 22 219 стоят на обслуживании у ГБУ «Жилищник», площадь обслуживаемых домов составляет 155 395 151 из 215 905 554 кв. м. В процентном соотношении это будет 74 и 72% обслуживаемых в городе домов и квадратных метров соответственно. Это явное превосходство даже над второй по счету категорией УК ЖКХ — группы обществ с ограниченной ответственностью, которые обслуживают около 22% домов и 24% кв. м площади (325 единиц). Третья группа категорий — открытые акционерные общества. Всего здесь работает 10 управляющих компаний (это 1,98% всего количества УК ЖКХ в Москве), а по относительным показателям от общего количества обслуживаемых домов и площади оба эти показателя занимают ниши, равные 1%. Далее идут акционерные общества, закрытые акционерные общества с приблизительно такими же, как и у ОАО, показателями. Что же касается семи оставшихся категорий, таких как МУП, ГУП, МБУ, НП, филиалы ОАО, РАО и индивидуальные предприятия, то на эти 11 категорий управляющих компаний осталось 0,16% многоквартирных домов и 0,26% площади.
Анализ временных рядов и исследование стоимостных и количественных показателей закупочной деятельности префектур, управ, администраций ТиНАО и ГБУ «Жилищник» города Москвы
В данном разделе мы проведем анализ динамики стоимости и количества контрактов, заключенных территориальными органами исполнительной власти за период с первого квартала 2014 года по март 2018 года.
В нашем случае для расчета показателей динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. Исчисляемые при этом показатели называются базисными.
Для расчета показателей динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Вычисленные таким способом показатели динамики называются цепными.
Важнейшим статистическим показателем динамики является абсолютный прирост, который определяется в разностном сопоставлении двух уровней ряда динамики в единицах измерения исходной информации.
Абсолютный прирост:
––цепной прирост: Δyц = yi — yi-1;
––базисный прирост: Δyб = yi — y1.
Темпы прироста характеризуют абсолютный прирост в относительных величинах. Исчисленный в процентах темп прироста показывает, на сколько процентов изменился сравниваемый уровень с уровнем, принятым за базу сравнения.
Темп прироста
––цепной темп прироста: Tпрцi = Δyi / yi-1;
––базисный темп прироста: Тпpб = Δyби / y1.
Наиболее распространенным статистическим показателем динамики является темп роста. Он характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в виде коэффициента или в процентах*. (* Пояснение: в качестве альтернативы можно предусмотреть возможность фиксации отпускной цены за единицу поставляемого товара Цi в приложениях к контракту (например, в протоколе согласования контрактной цены, спецификации на поставку товара и др.))
Темп роста
––цепной темп роста: Тpци = yi / yi-1;
––базисный темп роста: Тpб = yби / y1.
Абсолютное значение 1% прироста
––цепной: 1%цi = yi-1 / 100%;
––базисный: 1%б = yб / 100%.
Темп наращения измеряет во времени темп заключения государственных контрактов:
Tн = Δyцi / y1.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом объем контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» за период 2013—2017 годов, уменьшился на 511,77 млн руб., или на 2,5%.
Максимальный прирост наблюдается в 2016 году — 6364,62 млн руб.
Минимальный прирост зафиксирован в 2017 году — (-511,77 млн руб.).
Темп наращения показывает, что тенденция ряда возрастающая, что свидетельствует об ускорении.
Объем контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» за период 2013—2017 годов
В 2017 году по сравнению с 2013 годом объем контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» за период 2013—2017 годов, увеличился на 12 362,19 млн руб., или на 159,1%.
Расчет средних характеристик рядов
Средний уровень ряда y динамики характеризует типическую величину абсолютных уровней.
Средний уровень интервального ряда рассчитывается по формуле:
Среднее значение объема контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» за период 2013—2017 годов, составило 14 805,81 млн руб.
Средний темп роста:
В среднем за весь период рост анализируемого показателя составил 1,2688.
Средний темп прироста:
В среднем объем контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» за период 2013—2017 годов, ежегодно увеличивался на 26,9%.
Средний абсолютный прирост представляет собой обобщенную характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики.
Средний абсолютный прирост:
С каждым годом объем контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» за период 2013—2017 годов, в среднем увеличивался на 3090,55 млн руб.
Выполним прогноз на один шаг вперед, используя показатель абсолютного прироста.
y(6) = 20130,77+3090,55 = 23221,32.
Расчет абсолютных, относительных и средних показателей ГБУ «Жилищник» города Москвы
В этой части аналитического обзора (таблицы 1—5) анализируются общие данные, которые базируются на сведениях о начальной максимальной цене закупки, количестве и конечных ценах контрактов, заключенных показанными выше группами государственных заказчиков, по способам определения поставщика.
Таблица 1. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» в административных округах города Москвы за период 2013— 2018 годов
Согласно данным, приведенным в таблице 1, первое место по объему заключенных контрактов занял Центральный административный округ города Москвы, который включает в себя 10 районов. На его площади (66,2 кв. км) проживает около 750 тыс. человек в 2656 многоквартирных домах (приблизительно 12% всех обслуживаемых ГБУ «Жилищник» домов). На карте города этот округ занимает всего 6%. Объем закупленной ГБУ «Жилищник» продукции на обслуживание многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий за период 2013—2018 годов составил 15 914,08 млн руб. (17,19% всего объема контрактов, заключенных в административных округах Москвы). Стоимость1 кв. м, который обслуживают все ГБУ «Жилищник» ЦАО, равна 1400 руб., а обслуживание одного МКД — 6 511 755,43 руб.
Экономия здесь составляет 501,7 млн руб., а эффективность закупки — 3,06%, что в соответствии с принятой у нас методикой расчета означает «эффективность низкая», предполагающая необходимость изучения рынка и привлечение новых поставщиков, так как начальная максимальная цена контракта была определена достаточно точно.
Второе место по объему заключенных контрактов принадлежит Западному административному округу города Москвы, в котором 13 районов. Площадь этого округа составляет 14% всего города и занимает 18 029 569 кв. м, где проживают 1 000 058 человек.
Объем закупленной ГБУ «Жилищник» продукции на обслуживание МКД за период 2013—2018 годов 2532 многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий в ЗАО составил 11 624,1 млн руб. Таким образом, средний объем закупаемой ГБУ «Жилищник» продукции, приходящейся на один район административного округа, составил 894,15 млн руб., средний объем закупаемой ГБУ «Жилищник» продукции, который приходится на 1 кв. м площади ЗАО, равен 644,72 руб., а средняя стоимость обслуживания одного многоквартирного дома и прилегающих к нему территорий в ЗАО составила за этот период 4 590 877,19 руб. Средняя эффективность закупок равна 14,68%, что означает «эффективность закупки высокая» и предполагает в качестве мер, исправляющих эту ситуацию, «обратить особое внимание качеству исполнения контракта поставщиком».
Третье место по объему заключенных контрактов принадлежит Южному административному округу города Москвы, включающему в себя 12 районов. Его площадь — 1 317 729 кв. м, население — 1 774 351 человек.
Объем закупленной ГБУ «Жилищник» продукции на обслуживание 2666 МКД и прилегающих к ним территорий за период 2013—2018 годов в ЗАО составил 10 114,45 млн руб. Средний объем закупаемой ГБУ «Жилищник» продукции, приходящейся на один район административного округа, составил 842,87 млн руб., средний объем закупаемой ГБУ «Жилищник» продукции, который приходится на 1 кв. м площади АО, равен 441,98 руб., а средняя стоимость обслуживания одного многоквартирного дома и прилегающих к нему территорий в ЗАО составила за этот период 3 793 869,13 руб. Средняя эффективность закупок — 5,21%, что означает «эффективность закупки нормативная» и нет необходимости в особых действиях при исполнении контракта победителем.
Все аналогичные средние статистические показатели по ЮЗАО, СВАО, САО, ВАО, ЮВАО, СЗАО и ЗелАО показаны в таблице 1. В качестве дополнения к ней приводим недостающие сведения о стоимости обслуживания 1 кв. м МКД и прилегающим к нему территориям за период 2013—2018 годов: ЮЗАО — 458,79 руб., СВАО — 484,89 руб., САО — 819,29 руб., ВАО — 461,35 руб., ЮВАО — 494,93 руб., СЗАО — 587,05 руб., ЗелАО — 572,16 руб.
На диаграммах 1 и 2 показаны общие сведения о стоимости и экономии бюджета по контрактам, которые были заключены в ГБУ «Жилищник» каждого административного округа Москвы за период 2013 — 2018 годов. В результате оказалось, что все объемы контрактов, заключенных в рассматриваемый период, приблизительно равны (от 7 до 11 млрд руб.), за исключением ЦАО (15,91 млрд руб.) и пары Зеленоград (2,61 млрд руб.) и ТиНАО (0,01 млрд руб.). Относительно показателя экономии бюджета (диаграмма 3) можно отметить единственный момент, связанный с аномально высокой экономией в Западном административном округе, которая превышает экономию каждого из административных округов в 2 и более раза.
Таблица 2. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013 — 2018 годов, по годам
Таблица 2 и диаграммы 3 и 4 представляют нам информацию о том, как происходил процесс перевода управления МКД, содержания, ремонта и благоустройства дворовых территорий, дорожного хозяйства и объектов озеленения в ведение ГБУ «Жилищник» в различных административных округах в период 2013 — 2018 годов. Из информации, размещенной в таблице 2 и диаграммах 3 и 4, можно сделать вывод о том, что процесс внедрения ГБУ «Жилищник» проводился достаточно быстрыми темпами. Так, если в 2013 году система ГБУ «Жилищник» функционировала всего в 46 районах города Москвы, то уже в 2014 году она действовала в 110 районах, а в 2015 году действовала практически по всей Москве, где начали работать все 126 районных ГБУ «Жилищник». Также достаточно быстро поднимались объемы и количество заключаемых контрактов, показанных на диаграммах 3 и 4. Из них видно, что как стоимостный, так и количественные объемы заключаемых контрактов росли до 2017 года, несколько снижаясь в 2017 и 2018 годах. Но данные о контрактах в 2018 году рассчитаны только для первого полугодия, и поэтому, если экстраполировать эту кривую, то прогноз покажет рост объемов контрактов до конца 2018 года.
Далее проведем анализ работы ГБУ «Жилищник» в отдельных административных округах и определим первые тройки лидеров АО по 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годам и первый квартал 2018 года. В принципе, три лидера, показанные нами по результатам анализа таблицы 1, лидируют и по годам рассматриваемого временного периода, что подтверждается данными, представленными в приведенной ниже таблице.
Таблица 3. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013—2018 годов
Информация в этой таблице представляет собой данные о стоимости контрактов, сгруппированных по диапазонам сумм контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник». Так, группа А — это контракты, заключенные 30 ГБУ «Жилищник», входящими в различные административные округа, стоимостью 1 — 3 млрд руб. каждый. Вторая группа В объединяет контракты 35 ГБУ «Жилищник», стоимость которых колеблется от 600 млн до 1 млрд руб. И третья группа C собрала контракты 63 ГБУ «Жилищник» стоимостью от 10 до 600 млн руб. Такая группировка контрактов позволяет определить количество ГБУ «Жилищник», которые входят в различные округа (например, первую группу составляют 8 ГБУ «Жилищник», входящих в ЦАО, 6 — в ЗАО, 4 — в СЗАО, по 3 ГБУ «Жилищник» принадлежат ЮВАО и ЮЗАО, по 2 — СВАО и ЮАО, а по 1 — ВАО и САО). Вторая группа более однородна, где 5 предприятий ГБУ «Жилищник» принадлежат ВАО, САО, ЗАО, ЮЗАО, ЮАО. Три предприятия принадлежат ЮВАО, 2 — ЗелАО, СВАО, СЗАО и одно — ЦАО. Гораздо менее однородна группа С. В этой группе СВАО — 13 ГБУ «Жилищник», ВАО и САО — по 10 предприятий, 9 — ЮАО, 7 — ЮВАО, 4 — ЮЗАО, 3 — ЗелАО, по 2 — ЗАО, СЗАО и ЦАО. В новый округ ТиНАО входит всего 1 МУП, обслуживающее МКД и принадлежащие им территории.
Таблица 4. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013—2018 годов, по способам определения поставщиков
В этой таблице показаны сведения о различных способах определения поставщиков, которые используют ГБУ «Жилищник» при заключении государственных контрактов на управление МКД и благоустройство территорий, содержание объектов инженерной инфраструктуры. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что основным способом определения поставщика при проведении закупок силами ГБУ «Жилищник» является электронный аукцион, для которого показатель «абсолютная структура стоимости контрактов» равна 89,96%.
Таблица 5. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013—2018 годов, по административным округам
Информация из этой таблицы уверенно подтверждает выводы, сделанные для данных, приведенных в таблице 4. Из 11 административных округов четыре заключили более 90% стоимости контрактов, используя в качестве способа определения поставщиков электронный аукцион. Это САО (95,98% контрактов), СВАО (90,42%), ЗАО (90,17%), ЦАО (91,01%).
Остальные семь расположились в порядке убывания показателя «абсолютная структура стоимости контрактов»: ЮЗАО (89,44%), ЮАО (88,44%), СЗАО (87,82%), ВАО (87,64%), ЗелАО (87,55%), ЮВАО (87,5%), ТиНАО (1,17%).
Относительно оставшихся способов определения поставщика можно констатировать следующее: величина показателя «абсолютная структура стоимости контрактов» для единственного поставщика колеблется в пределах от 2 до 9%, открытый конкурс — от 1 до 5%, запрос котировок — от 0,08 до 2,5% и запрос предложений — от 0,17 до 2,16%.
Таблица 6. Общие сведения о стоимостных и количественных показателях контрактов, заключенных ГБУ «Жилищник» города Москвы за период 2013—2018 годов, по классам продукции ОКПД 2
Каждое ГБУ «Жилищник», как и любое другое производственное предприятие, должно иметь службу, осуществляющую закупку сырья и материалов, необходимых для реализации своих производственных функций. Такой процесс приобретения материально-технических ресурсов для осуществления производственной деятельности в государственном секторе обычно называют закупками. Часто этот же процесс определяют как «логистика на входе» или «внутренняя логистика», но в любом случае это процесс получения необходимого по качеству и количеству сырья в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с хорошим сервисом и по выгодной цене. А для того чтобы обеспечить правильное функционирование процедуры закупок, необходимо знать потребности производства и осуществлять их точное планирование. Причем первым, определяющим, этапом в процессе планирования закупок должен стать именно этап определения ассортимента требуемых для организации производственного процесса материально-технических ресурсов с окончательной проверкой закупленного ассортимента в процессе анализа стоимостных и количественных показателей заключенных контрактов. Именно с этих позиций мы и будем рассматривать сведения о продукции, закупленной ГБУ «Жилищник» в период 2013—2018 годов. Здесь мы сможем выяснить, какая продукция является основной при управлении МКД, благоустройстве территорий и содержания и объектов инженерной инфраструктуры силами ГБУ «Жилищник».
Для решения этой задачи разобьем всю закупленную номенклатуру товаров, работ, услуг на четыре группы, объединяющие различные классы продукции в терминах классификации ОКПД 2. Определять эти группы станем по стоимости заключенных контрактов. Тогда, исходя из выбранного критерия, стоимость контрактов у нас будет сформирована в четыре группы: первая группа (5 классов продукции) на сумму 54 970 911,68 тыс. руб., вторая (6 классов продукции) на 16 097 030,74 тыс. руб., третья (8 классов продукции) — 11 309 039,19 тыс. руб. и четвертая (55 классов продукции) — 10 209 101,65 тыс. руб.
При анализе рассматриваемого материала следует отметить неравномерность распределения стоимости заключенных контрактов в зависимости от количества классов в группе. Так, в первой группе стоимость одной единицы (класса продукции) равна 10 994 182,34 тыс. руб., одна единица продукции второй группы «весит» 2 682 838,46 тыс. руб., стоимость одной единицы третьей группы составляет 1 413 629,90 тыс. руб., и четвертая группа имеет стоимость одной единицы продукции 185 620,03 тыс. руб.
Также здесь можно обратить внимание, что трудоемкость подготовки и проведения закупок различных этапов для «копеечных» позиций из четвертой группы номенклатуры товаров, работ, услуг (например, подбор персонала, розничная и оптовая торговля, складирование продукции, услуги библиотеки и т.п.) мало отличается от трудоемкости закупаемых позиций первой группы, куда входят объемные строительные работы, услуги по обслуживанию зданий и территорий, а также услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования.